Критерии выбора
Удобство. «Оставьте телефон, наш менеджер с вами свяжется» – пережиток прошлого века. В уважающем себя интернет-магазине достаточно сложить выбранные товары в корзину, проверить, все ли правильно, и нажать кнопку «оформить заказ». То же касается оплаты и доставки: большинство магазинов предлагают несколько вариантов оплаты: карты, электронные деньги, наложенный платеж; и минимум два варианта доставки: почта и курьерская служба. Адекватные продавцы прекрасно понимают: каждое лишнее телодвижение может отвратить покупателя раз и навсегда.
Описание товаров. Подробное описание со всеми нюансами и хорошие четкие фотографии – необходимый минимум для любого интернет-магазина. Если описания нет или оно явно скопировано у конкурентов, а фотографии неразборчивы, значит, продавец либо экономит на всем (и на качестве тоже, не сомневайтесь), либо совершенно не заботится о впечатлении производимом на покупателя. И если реакция покупателя не важна уже на этапе знакомства, то что же будет дальше?
Цены. Удерживать стабильно конкурентоспособные цены магазин может в двух случаях: закупая крайне дешёвые и не всегда качественные продукты, или максимально сократить цепочку посредников между производителем и покупателем. К сожалению, первый вариант встречается чаще. Экономия – это здорово, но не в ущерб безопасности и качеству. Когда цены в интернет-магазине в разы ниже, чем у конкурентов, товар либо продается по незаконным схемам, либо вы имеете дело с мошенничеством. Конечно, речь не идет о сайтах производителей: тут причины низких цен очевидны.
Ассортимент. Мы бы не советовали увлекаться разнообразием. Конечно, широкий выбор – это неплохо. Но чем больше товаров различных направлений, тем больше и поставщиков: рано или поздно наступает момент, когда проконтролировать качество всех становится невозможно.
С другой стороны, продавцы, умеющие считать, понимают: чем больше наименований в прайс-листе, тем больше товаров, которые могут залежаться на складе, а это не только место для хранения (не совсем бесплатное), но и изъятые из оборота деньги. Поэтому большинство магазинов сосредотачиваются на товарах, которые точно «продадутся». Исключения возможны разве что для торговых гигантов типа Амазона или его отечественного подражателя, но и там чаще всего широкий ассортимент обеспечивают не собственные склады, а работа с множеством партнеров (что возвращает нас к вопросу контроля качества).
Собственно, качество. По-хорошему, когда речь идет о здоровом питании, именно качество нужно ставить на первое место. Теоретически, на всю продаваемую продукцию должны быть сертификаты. Либо, если речь идет о БАД – свидетельства о государственной регистрации, говорящие о безопасности продукта. На практике немногие интернет-магазины утруждаются загрузкой на сайт нормативных документов. Приходится ориентироваться на отзывы. Кстати, отзывы на самом сайте могут модерироваться, поэтому лучше поискать их на независимых сайтах: яндекс-маркет, отзовик, айрекомменд и других. В конце концов, всегда есть Гугл.
Юридические моменты. В разделе «о компании» должен быть не только электронный адрес, но и адрес физический, телефоны, и информация о продавце: ИП, ООО, реквизиты (ИНН, ОРГИП для ИП, ОГРН для юридического лица). Это позволит избежать магазинов, ведущих незаконную торговлю.