0
Мы работаем (МСК): пн-пт 8:30-17:00
горячая линия: 8-800-2000-270
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ПРОДУКТОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
0

Пробиотики или пребиотики: стратегия выбора

(Голосов: 1)

В 2008 году компания «Эрманн» выпустила на российский рынок линейку молочных продуктов, обогащенных пребиотиком. За «Эрманн» последовали и другие компании: пребиотики становятся не только модными, но и коммерчески эффективными пищевыми ингредиентами. В связи с этим вновь встает вопрос: «Пребиотики или пробиотики? Как сделать правильный выбор в проектировании продуктов функционального питания?». Вопрос этот требует обсуждения и дискуссии специалистов.

Для «затравки» такой дискуссии предлагаю пять тезисов и одну сравнительную таблицу, в которой представлены характеристики пробиотиков и пребиотиков.

Первое. Большинство молочных продуктов лечебно-профилактического назначения имеют своей целью нормализацию микрофлоры кишечника человека. Для достижения этой цели до последнего времени использовали преимущественно идеологию заселения кишечника экзогенной (чужеродной) микрофлорой с помощью продуктов питания. При этом многие практикующие и ответственные врачи-гастроэнтерологи отмечали невысокую эффективность и неустойчивость результатов нормализации микрофлоры кишечника человека на базе такого подхода.

Второе. Монополия пробиотиков (живые бифидо-, лактобактерии и пр.) в производстве лечебно-профилактических молочных продуктов закончилась. В течение 2004-2009 гг. на рынке появились разнообразные пищевые продукты нового поколения (молочные продукты, каши быстрого приготовления, соки и др.), продукты, обогащенные пребиотиками (лактулоза, инулин, диетические волокна, фиброгам и проч.), т.е. пищевыми веществами, которые стимулируют рост и жизнедеятельность микрофлоры толстого кишечника.

Третье. Конкурируют не просто два продукта (пробиотики и пребиотики) – конкурируют два подхода к производству лечебно-профилактических продуктов, две идеологии «здорового питания», две концепции дисбактериоза и методов его лечения. На одной стороне (пробиотики) – идеология заселения кишечника человека с помощью продуктов питания экзогенной (чужеродной) микрофлорой, на другой – идеология стимулирования роста и жизнедеятельности эндогенной (собственной) микрофлоры кишечника человека через обогащенные пребиотиками продукты питания.

Четвертое. Суть противостояния: консерватизм потребительского спроса и маркетинговой политики производителей молочной продукции против научного прагматизма медицинских исследований. Проведенные нами клинические исследования убедительно доказывают «раскрученные» рекламой продукты, обогащенные пробиотиками, при лечении и профилактике дисбактериозов значительно уступают в эффективности малоизвестным в среде потребителей молочным продуктам, обогащенным пребиотиками.

Пятое. Пребиотики обладают неизмеримо более широким диапазоном их использования в составе продуктов питания, чем пробиотики: от мороженого до хлеба и от газированных напитков до заменителей детского молока. При этом все эти продукты питания обретают несомненную биологическую активность и обретают право именоваться БИОпродуктами…

Так или иначе, но для определения стратегии развития индустрии здорового питания назрела необходимость в профессиональной дискуссии, свободной как от конъюктуры бизнеса, так и от ведомственных интересов производителей пищевых добавок.

мы рекомендуем